Иван Ефремов

line.gif (4491 bytes)

Ефремов Иван Антонович (1907-1972)

        Великий русский (советский) писатель, ученый-палеонтолог и
оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время; основоположник и классик советской Научной Фантастики (НФ). Основатель тафономии - науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков ("Тафономия и геологическая летопись", 1950; Гос. пр. СССР, 1952). Доктор биологических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Член Союза Писателей.
        Родился в деревне Вырица (Царско-Сельского у. Петербургской губернии, ныне - Ленинградская область), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, работал в Геологическом музее АН, участвовал в геологических и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного факультета Ленинградского горного института заведовал лабораторией Палеонтологического института АН и руководил несколькими экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби).
        НФ творчество Ефремова, оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет советской НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Ефремова его последний (во многих смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из советской литературы, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и
писательский авторитет Ефремова среди поколения советской НФ, пришедшего в литературу вместе с ним, "школы Ефремова" так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными "последователями" и "душеприказчиками").
        Начав с НФ рассказов и повестей "на грани возможного", большинство которых составило сб. - "Встреча над Тускаророй" (1944), "Пять румбов. Рассказы о необыкновенном" (1944), "Белый Рог" (1945), "Тень минувшего" (1956), "Алмазная труба" (1946; доп. 1954), "Рассказы о необыкновенном" (1946), "Рассказы" (1950), "Звездные корабли" (1953), "Озеро Горных Духов" (1954), "Великая Дуга" (1956), "Бухта Радужных Струй" (1959), "Юрта Ворона" (1960), "Сердце Змеи" (1964; др. состав - 1967; др. состав - 1970), - Ефремов не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантастической идеи, сколько
"общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Ефремов черпал замыслы как из различных наук, так и из народных легенд - "Телевизор капитана Ганешина" (1944; др. - "Атолл Факаофо"), "Встреча над Тускаророй", "Ак-Мюнгуз (Белый Рог)" (1945) и др. Во многих рассказах - "Бухта Радужных Струй" (1944), "Румб второй. Дены-Дерь" (1944; др. - "Тайна Горного Озера"; др. - "Озеро Горных Духов"), "Олгой-хорхой" (1944; др. - "Аллергорхой-Хорхой"), "Голец Подлунный" (1944) и др. - необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время
профессиональная подготовка Ефремова обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет рассказа "Тени минувшего" (1945; др. - "Тень минувшего") подтолкнул советского ученого Ю.Н. Денисюка к изобретению голографии. Также выделяются
рассказы: "Катти Сарк" (1944), "Обсерватория Нур-и-Дешт" (1944); из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в котором Ефремов обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и "Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)" (сокр. 1959; доп. 1960).
        Начиная с повести "Звездные корабли" (1947; 1948), творческая мысль Ефремова решительно выходит на широкий космический простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики "на грани возможного". Конкретный сюжет повести - находка кости динозавра с загадочной пулевой (лучевой) пробоиной, затем - черепа человекоподобного инопланетянина и его "портрета", - послужил отправной точкой главного философского построения Ефремова: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по которым идет эволюция на различных планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физический облик и психологическую конструкцию - "гуманоидность" - для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы - "Великого Кольца" цивилизаций. Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, определившей новый этап развития отечественной НФ, стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман "Туманность Андромеды" (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью "Звездные корабли" объединен в один том - "Туманность Андромеды. Звездные корабли" (1965).
        Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в последнем издании Ефремов остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ "производственными проблемами" или разоблачением происков буржуазных агентов. Широкими мазками, писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство известных
современникам Ефремова социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в "Великое Кольцо" коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость "межзвездной связи". Главное новаторство Ефремова, однако, заключалось не в научной и технической дерзости его идей: впервые в советской НФ так смело и широко говорилось о физическом и духовном совершенстве жителей земли, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке
землянами всей предшествовавшей истории человечества.
        Ефремов еще дважды возвращается в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим: в полемическом ответе "Первому контакту" М. Лейнстера - повести "Сердце Змеи (Cor Serpentis)" (1959), герои которой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты. Вторым и последним стал масштабный, многослойный и наиболее выдающейся роман "Час Быка" (сокр. 1968; доп. 1970). На планету Торманс, куда, на заре межзвездных перелетов, "занесло" один из "звездных ковчегов" последних представителей классово разделенной Земли, и куда случайно попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в "Туманности Андромеды"). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной катастрофе, и технически и "идеологически" более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: "невмешательство"-"прогрессорство "; герои Ефремова, хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж -
философско-футурологический, мифологический и даже религиозный, обильно раскиданные по тексту ссылки на "американский империализм и китайский ревизионизм" не обманули бдительных цензоров. Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати.
        В промежутке между "Туманностью Андромеды" и "Часом быка" Ефремов выпустил во многих отношениях экспериментальную книгу - "Лезвие бритвы. Роман приключений" (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964). На фоне авантюрного сюжета - разгадки тайны древней короны из неизвестного металла, найденной на дне океана, главный герой - врач и психолог
Гирин - занят собственным "интеллектуальным детективом": исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с творчеством и генетической памятью. Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву научных, историко-философских, эстетических концепций Ефремова, развитых в его фантастических книгах. В этом же контексте воспринимаются и исторические произведения писателя: рассказ "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960), дилогия - повести "На краю Ойкумены" (1949) и "Путешествие Баурджеда" (1953); объединены в один том - "На краю Ойкумены" (1956; др. - "Великая Дуга"); вместе со "Звездными кораблями" объединена в один том - "На краю Ойкумены. Звездные корабли" (1959); и объемный роман "Таис Афинская" (фрагм. 1972 - "Рок Персеполиса"; сокр. 1972; 1973), в центре которого - яркий образ древнегреческой куртизанки.
        Все художественные произведения Ефремова включены в два Собрания сочинений писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89).
        В целом, Ефремов остается одной из самых ярких и непревзойденных фигур в истории мировой литературы.
        И в заключение всем тем, кто называет работы Ефремова утопией, мы отвечаем цитатой Э. Жирардена: "Утопия - таково имя, которым невежество, глупость и недоверие всегда величали великие замыслы, открытия, предприятия и идеи, прославившие свой век, послужившие эрой в человеческом прогрессе."

line.gif (4491 bytes)

Полное электронное собрание сочинений Ивана Ефремова

Файл Название книги Описание
text.gif (229 bytes) efrem01.zip И.А. Ефремов "Рассказы"      В этот сборник сочинений Ивана Антоновича Ефремова (1907 - 1972) вошли рассказы разных лет: "Встреча над Тускаророй", "Эллинский
Секрет", "Озеро Горных Духов", "Путями Старых Горняков", "Олгой-Хорхой", "Катти Сарк", "Голец Подлунный", "Белый Рог", "Тень
минувшего", "Алмазная Труба", "Обсерватория Нур-и-Дешт", "Бухта Радужных Струй", "Последний Марсель", "Атолл Факаофо", "Адское пламя", "Юрта Ворона", "Афанеор, дочь Ахархеллена", "Пять картин".
     Писатель обращается к непонятным и загадочным явлениям природы, показывает характеры мужественных, деятельных людей.
text.gif (229 bytes) efrem02.zip И.А. Ефремов "Дорога Ветров" "Дорога Ветров" - заметки путешественника, знакомящие читателя с интересной областью Центральной Азии, а также с достижениями
палеонтологической науки.
text.gif (229 bytes) efrem03.zip И.А. Ефремов "На краю Ойкумены" Повесть "На краю Ойкумены" уводит читателя в Грецию и Египет XI - X вв. до н.э. и рассказывает о приключениях молодого скульптора грека
Пандиона.
text.gif (229 bytes) efrem04.zip И.А. Ефремов "Туманность Андромеды" Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, стал масштабный и беспрецедентный в советской
литературе роман "Туманность Андромеды".
text.gif (229 bytes) efrem05.zip И.А. Ефремов "Звездные корабли" Сюжет повести - находка кости динозавра с загадочной пулевой (лучевой) пробоиной, затем - черепа человекоподобного инопланетянина и
его "портрета", - послужил отправной точкой главного философского построения Ефремова: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по которым идет эволюция на различных планетах (с
неизбежностью обеспечивая в результате общий физический облик и психологическую конструкцию - "гуманоидность" - для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы - "Великого Кольца" цивилизаций.
text.gif (229 bytes) efrem06.zip И.А. Ефремов "Сердце змеи" В этой повести Ефремов описывает первый контакт землян с представителями инопланетного разума. Встречу в космосе с жителями "фторной" планеты.
text.gif (229 bytes) efrem07.zip И.А. Ефремов "Лезвие бритвы" Приключенческий роман "Лезвие бритвы" поднимает проблемы изучения возможностей человека, резервов его психики, использования знаний,  добытых тысячелетней практикой разных наук, в частности хатха-йогой.
text.gif (229 bytes) efrem08.zip И.А. Ефремов "Час Быка"      Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, стал масштабный и беспрецедентный в советской
литературе научно-фантастический роман "Час Быка".    
text.gif (229 bytes) efrem09.zip И.А. Ефремов "Таис Афинская"      Последнее произведение Ивана Ефремова освещает один из острых периодов истории античного мира - эпоху войн Александра Македонского. Автор много внимания уделяет учениям греческих философов-гуманистов,
чьи взгляды на мир оказали большое влияние на формирование общечеловеческой морали, и вдохновляющей роли искусства в жизни человека.
     Главная героиня романа Таис Афинская, участница походов Александра Македонского, - подлинная историческая личность.
text.gif (229 bytes) efrem10.zip Статья из журнала Техника-Молодежи  
text.gif (229 bytes) efrem11.zip Биография И.А. Ефремова  
text.gif (229 bytes) efrem12.zip Цитаты из книг И.А. Ефремова  

line.gif (4491 bytes)

1998-2004 c.gif (5476 bytes) Советская электронная библиотека им. В.И. Ленина